Как смайлики влияют на людей
Год назад обычная компания по энергосбыту в городе Сан Маркос (штат Калифорния) попробовала заняться рассылкой счетов с количеством использованной электроэнергии, добавив туда же усредненные районные цифры. Акция проводилась с целью снижения потребления электроэнергии в экологических целях.
Такой подход сработал, правда, только наполовину. В семьях, где использование электричества находилось на уровне, превышающем средние показатели, жечь его стали намного меньше. А вот в семьях, где предыдущие показатели оказались меньше среднестатистических, счетчик вдруг закрутился быстрее.
Психологи называют это эффектом бумеранга. Ведь не зря в народе говорят «не хвали, а то гордыня взыграет». Социально ответственные люди запросто могут измениться в худшую сторону, получив информацию о наличии определенного «зазора».
Чтобы нивелировать такой эффект, психологи решили добавить в рассылаемые письма смайлики. Транжирам предназначались письма с грустными рожицами, в итоге потребление электричества стало еще меньше, чем в первом случае. Потребителям-экономистам разнесли письма с веселыми рожицами. В этот раз подъема в использовании энергоресурсов не произошло. Смайлик выступил сигнализатором того, что наличие «зазора» в потреблении как раз выступает мерой заботы об окружающей среде.